Imperial Trans-Antarctic Expedition (1914-1917) по праву считается одной из последних экспедиций, использовавших технологии 19 века, когда при полной изоляции от внешнего мира и ограниченности ресурсов, команда показала пример сплоченности, выносливости, профессионализма и некоторой доли удачливости.
Это была вторая экспедиция под командованием сэра Эрнеста Шеклтона, целью которой было пересечение всего Антарктического материка.
Состав экспедиции включал 56 человек (два отряда по 28 человек).
Отряд Шеклтона должен был подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на о. Росса, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона.
Желтым цветом отмечен задуманный путь (двух отрядов с двух сторон навстречу друг другу), пройти который не удалось, голубым и красным - реальный путь каждого из отрядов.
Самой первой и наиглавнейшей статьей расходов была покупка экспедиционных судов. Для себя Шеклтон приобрёл норвежскую баркентину Polaris, построенную в 1912 году, она имела вместимость 320 рег.т., длину 44 м, и, кроме парусов, была оснащена паровой машиной в 350 л.с., развивая скорость до 10 узлов. Шеклтон переименовал судно в Endurance («Стойкость»).
Приобретенная для второго отряда деревянная китобойная яхта «Аврора», построенная в 1876 году, имела длину 50 м, вместимость 380 рег.т., и, кроме парусов, была оснащена паровой машиной в 98 л.с.
Следующим этапом было набрать команду. Для этого Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление:
«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон»
Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000, в том числе и от женщин. В конечном итоге в команду было набрано 56 человек, по 28 на каждый отряд. Хотя Шеклтон и старался максимально набрать людей с опытом, большинство участников экспедиции (особенно на "Авроре") впервые оказались в таких условиях. Помимо "обслуживающего персонала" кораблей, была нанята и научная группа.
Основной научный отряд разместился на борту «Эндьюранса». Специально взяли фотографа и кинооператора — австралийца Фрэнка Хёрли (с камерой Кодак, весившей порядка 18 кг).
Помимо этого имелись 2 врача, геолог, метеоролог, физик, биолог, художник.
На борту "Авроры" также были биолог (он же врач), натуралист и два физика.
Также своим временным домом признали корабль и собаки, необходимые для передвижения на сухопутном участке экспедиции.
«Эндьюранс» отплыл из Плимута 8 августа 1914 года. На китобойной базе Грютвикен полярники прожили месяц и 5 декабря двинулись дальше на юг. В течение двух месяцев (декабрь-январь) корабль предпринимал маневры, с целью избежать столкновения с многочисленными ледовами полями. При попадании в незначительные поля команда с кирками и лопатами прорубала путь вручную.
Вблизи Земли Луитпольда продвижение становится окончательно невозможным. Пришлось погасить топки парового котла для сбережения топлива. 14 февраля команда была вновь мобилизована с кирками и пилами для прорубания канала во льдах, но потом Шеклтону пришлось смириться с тем, что зиму они проведут «в негостеприимных объятьях пака».
24 февраля Шеклтон объявил о начале зимовки, после чего собаки были спущены на лёд и размещены в специальных конурах, а жилые помещения судна стали утеплять. К началу полярной ночи (в мае) экспедиция все еще продолжала дрейфовать на север.
Для поддержания духа и физических сил экипажа были введены обязательные лыжные прогулки при лунном свете, ставились любительские спектакли и неукоснительно отмечались разные события.
Только 22 июля подвижки льда стали представлять угрозу. Несколько раз корабль был на грани.
И 24 октября сильный напор льдов со штирборта привёл к разрушению деревянной конструкции и образованию пробоины.
На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C. 27 октября Шеклтон распорядился начать эвакуацию на лёд. Обломки держались на плаву ещё несколько недель, что позволило извлечь множество оставленных вещей, в том числе фотокамеры Хёрли и 550 отснятых фотопластинок. Из-за огромного веса пришлось отобрать только 150 наиболее удачных, а остальные бросить.
После гибели корабля не могло быть и речи о пересечении континента: команде предстояло выжить. У Шеклтона было несколько вариантов маршрута эвакуации. Уорсли рассчитал, что команде предстоит преодолеть около 700 км, причём считал необходимым дождаться лета, чтобы можно было двинуться на лодках. Шеклтон отверг это предложение.
Поход по дрейфующим льдам начался 30 октября 1915 года, причём две из трёх шлюпок погрузили на сани. Ледовая обстановка непрерывно ухудшалась. По словам Хёрли, «это был сплошной лабиринт валов и торосов, в котором едва можно было найти ярд ровной поверхности».
За три дня удалось преодолеть всего 3 мили, после чего 1 ноября Шеклтон объявил остановку: предстояло дождаться таяния льдов. Лагерь на льду получил название Ocean Camp.
Дрейф проходил в северо-восточном направлении со скоростью 7 миль в сутки, при этом лагерь уносило от потенциальных мест спасения. Это побудило Шеклтона 21 декабря объявить о начале второго похода, который начался 23 декабря. Поход оказался чрезвычайно тяжёлым: люди проваливались в снег по колено, постоянно приходилось пересекать гряды торосов. 29 декабря Шеклтон обнаружил, что за неделю каторжного труда команда продвинулась всего на 12 км, и с такой скоростью понадобится не менее 300 дней, чтобы достигнуть земли.
После этого был основан «Лагерь Терпения» (англ. Patience Camp), в котором команда провела более трёх месяцев.
В пути фотограф Херли отказался от тяжелых камер, треног, и другого оборудования. Он оставил только карманную камеру и три рулона пленки Kodak. С этого времени и до конца путешествия он начинает нормировать количество своих фотографий.
Вскоре начала ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было оставлено в Океанском лагере. 2 февраля 1916 года Шеклтон направил большой отряд, чтобы забрать побольше запасов и третью шлюпку, которую было бросили. Основой рациона стала тюленина, но из-за наличия множества собак мяса отчаянно не хватало. Поэтому 2 апреля начальник распорядился пристрелить всех оставшихся ездовых животных. Собачина обеспечила людей дополнительной пищей.
На этом этапе все надежды Шеклтона становятся обращеными на остров Элефант, расположенный в 160 км к северу.
Продолжение следует....
Комментариев нет:
Отправить комментарий