понедельник, 20 августа 2012 г.

Недоделаное дело

По легенде, однажды Б. В. Зейгарник со своим учителем зашла в кафе. Её внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу всё, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. 
Тогда психологи попросили его сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно.
На основании этого возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершённость или незавершённость действия. 
 2_1343979952
фото: http://gidtravel.com/country/spain/Sagrada_Familiy_dp13236.html

В ходе эксперимента Зейгарник просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение, либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена.
По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.
Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решёнными.
Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершённых задач.

Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник».

Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 245-246.

Комментариев нет:

Отправить комментарий