суббота, 22 сентября 2012 г.

$ 8,99

Исследование, проведенное в Университете Drexel показало, что например поляки, предпочитают округленные цены. "Польские респонденты воспринимают использование цифры 9 (в контексте цены 7,99) в розничной торговле, как предложение им несправедливой цены, попытку обмануть их". В Китае же, 0,99-тые цены будут приемлемыми, но горе тому кто поставит на ценник несчастливое число 4. 

Исследование Университета штата Огайо показало, что цены на меню в высококлассных ресторанах обычно заканчиваются в круглых цифрах, потому что это говорит о "качестве" больше, чем о "скидке". То же самое обнаруживается у высококлассных ритейлеров, таких как Neiman Marcus, где текущие продажи льняных брюк и кашемировых свитеров идут с округленными ценами, как показателем качества. 

 099-2 
фото: http://www.irumor.ru/?p=5376 

Согласно исследованию 1997 года, опубликованному в Marketing Bulletin, приблизительно 60% цен в рекламном материале заканчивались на цифру 9, 30% — на цифру 5, 7% — на цифру 0, а оставшиеся 7 цифр использовались только в немногим более чем 3% рассмотренных в исследовании цен. При том, что в традиционной наличной сделке некруглые цены налагают материальные затраты на продавца (печатающего длинные некруглые ценники), кассира (вынужденного заниматься неудобным разменом) и клиента (постоянно упаковывающего кучу мелочи). Эти факторы утратили часть своей значимости с ростом использования безналичного расчета. 

Почему это происходит? Единой теории до сих пор не существует. Суждения о числовых различиях привязаны к крайним слева цифрам — это поведенческое явление, объясняемое эффектом левосторонней привязки. Эта гипотеза предполагает, что люди воспринимают различие между 1.99 и 3.00 ближе к 2.00, чем к 1.01, потому что их суждения привязаны к крайней левой цифре. Чаще всего это происходит потому, что читаем мы с лева на право (здесь интересно как обстоят дела в арабских, например, странах, где читают наоборот).

Теперь, когда многие клиенты привыкли к «нечетной» цене, высококачественным розничным продавцам и ресторанам приходится устанавливать «психологические» цены в четных числах в попытке укрепить авторитет бренда как высококачественного и изысканного.

Кеннет Виснивски и Роберт Блэттберг в университете Чикагского центра маркетинговых исследований показали, что когда цена маргарина была понижена с 89 центов до 71 цента, объём продаж увеличился только на 65 %, но когда эта же цена была снижена от 89 до 69 центов, объём продаж увеличился на 222 %.

В другом исследовании была изучена воспринимаемая ценность всех чисел между 1 и 100, и 77, как показывали, имел самую низкую воспринимаемую ценность относительно её фактического значения.

Schindler & Kibarian (1996) проверили «нечетные» цены, используя три версии каталога продажи товаров по почте для женской одежды. Каталоги были идентичны за исключением цен, которые заканчивались на 00, 99, или 88. Использование версии с ценами, заканчивающимися на 99, привело к повышению объёма продаж на 8 % и увеличению числа покупателей по сравнению с версией, в которой цены заканчивались на 00. Использование каталога с окончаниями цен 88 привело к объёму продаж и количеству покупателей, аналогичным использованию версии с нулевыми окончаниями цен.

Остаётся неясным, когда именно психологическое ценообразование стало общеупотребительным, хотя известно, что такая практика возникла в течение конца 19-ого столетия. Один источник утверждает, что оно возникло в процессе установления цен на газеты. Мелвилл Э. Стоун основал чикагскую Daily News в 1875 году, намереваясь установить цену в один цент, чтобы конкурировать с дневными пятицентовыми изданиями. История утверждает, что пенни тогда не были общеупотребительной валютой, и чтобы купить газету за цент нужно было искать мелочь, либо получить кучу мелочи в качестве сдачи. И поэтому Стоун тайно договорился с магазинами, которые будут продавать газету (они же  и рекламодатели) о том, чтобы установить целые долларовые цены на их товары на цент ниже — таким образом гарантируя, что клиенты получат вполне достаточно пенни в качестве сдачи для покупки его газеты.

Другие источники предполагают, что некруглые цены вначале использовались как способ контролировать воровство служащих. При совершении наличных сделок с круглой ценой есть шанс, что нечестный кассир присвоит деньги, вместо того чтобы зафиксировать факт продажи. При совершении наличных сделок с «нечётной» ценой кассир должен дать клиенту сдачу. Это означает необходимость открыть кассовый аппарат, который регистрирует продажу и уменьшает риск воровства среди кассиров.

Третья теория состоит в том, что практика психологического ценообразования возникла в тот период как попытка торговцев создать впечатление, что они продают по гораздо меньшим ценам, чем их конкуренты, в то время как фактически цена снижалась незначительно.

Положительный эффект данного явления для производителей привел к другому процессу, отмеченному экономистами в январском выпуске Choice Magazine за 2009 год. Уровень цены (такой как, например, 4,99$) остается устойчивым в течение длительного периода времени, и вместо повышения цены компании начинают медленно сокращать количество продукта в пакете, пока потребители не начинают это замечать. В это время цена увеличивается незначительно (до 5,05$), и затем, в течение исключительно короткого промежутка времени, возрастает до следующего ценового уровня (5,99$).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическое_ценообразование
http://nicolas.gueguen.free.fr/Articles/J-Applied-Sc2005.pdf
http://www.post-gazette.com/stories/business/news/99-cent-pricing-hooks-shoppers-464011/

2 комментария:

  1. При покупке продуктов питания редко смотрю на цены.
    Но я очень люблю все маркетингово-мерчиндайзинговые заманухи, которыми нас ловят.

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже не смотрю на цену когда покупаю продукты повседневной необходимости. Только когда что-то экзотическое или в странных магазинах.
    А самое интересное в заманухах, психологами доказано, даже если мы знаем про эти манипуляции, мы все равно на них ведемся... Такова наша натура :)

    ОтветитьУдалить