пятница, 30 марта 2012 г.

Кто такая Элиза?

Элиза (ELIZA) — виртуальный собеседник, знаменитая компьютерная программа Джозефа Вейценбаума, написанная им в 1966 году, которая пародирует диалог с психотерапевтом, реализуя технику активного слушания. 


Программа по большей части просто перефразировала высказывания пользователя, например (выделена неизменяемая часть): «У меня болит голова» — «Почему вы говорите, что у вас болит голова?». А в предложении «Мой отец меня ненавидит» Элиза отреагировала на ключевое слово «отец»: «Кто ещё из семьи вас ненавидит?».
Элиза просто выделяет (см. Синтаксический анализатор) во входной фразе значимые слова, которые подставляет в шаблонную фразу. «Пародия» на человека может раскрыться сразу или после нескольких диалогов, все зависит от того, как пользователь будет вести беседу. Иногда возникали забавные ситуации, когда увлечённый пользователь через несколько минут убеждался в отсутствии у машины понимания сути вопросов. Всё происходило из-за того, что человек придает каждому слову смысл, а машина интерпретирует слово как символьные данные.


Иногда неаккуратно говорится, что Элиза «имитирует» психотерапевта. Вейзенбаум сказал, что Элиза представляет собой «пародию» того, как мог бы отвечать психотерапевт при первой беседе с пациентом. Вейзенбаум выбрал для программы направление психотерапии, чтобы проследить сложности, возникающие при создании базы знаний о реальном мире. Психотерапевтическая ситуация — одна из немногих, в которой допускается отвечать вопросами, а вопросы имеют маленькую информационную нагрузку. Например, на фразу «Кто ваш любимый композитор?» можно свободно ответить «А вас интересует эта тема?» или «А кто ваш любимый композитор?»

В 1966 году интерактивные компьютеры были в новинку. Только через 15 лет перестанут быть чем-то сверхъестественным персональные компьютеры, и через 20 — многие люди познакомятся с такими естественно-языковыми сервисами Интернета, как Ask.com или интерактивными системами в ПК (например, помощник в Microsoft Office). Хотя над разработкой этих систем трудились годами (а «Ecala» превзошла возможности Элизы, будучи создана за две недели одним программистом), Элиза остается важным этапом в развитии ПО, просто потому что это первая программа, превратившая строгое человеко-машинное взаимодействие в иллюзию человеческого общения.
После Элизы были созданы и другие подобные программы. Интерфейсные возможности Элизы были воплощены в некоторых компьютерных играх.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Элиза

Комментариев нет:

Отправить комментарий