суббота, 9 июня 2012 г.

Экспедиция, которая завершила "Золотой век полярных исследований" (2)

8 апреля льдина, на которой располагался лагерь, раскололась, причём палатки и запасы оказались на меньшей части льдины, продолжавшей разрушаться. Команда срочно начала грузиться на шлюпки, уже подготовленные к подобному событию.  
Утром 9 апреля был спущен на воду «Дадли Докер», а через четыре часа на плаву были уже и две оставшиеся шлюпки.
Теперь целью Шеклтона был о. Десепшен, где имелась возведённая китобоями деревянная церковь, из материала которой можно было построить судно. Однако голод, температура воздуха −30 °C и невозможность укрыться от солёной воды принудили его дать команду идти на о. Элефант, как единственно возможное для них убежище.
elephant2

15 апреля команда высадилась на северном побережье острова. Новый лагерь получил название Point Wild.

Остров Элефант был бесплодным и необитаемым местом, расположенным вдалеке от судоходных трасс. Шеклтон не сомневался, что поисковым отрядам даже не придёт в голову туда заглянуть; это означало, что дело спасения с этого момента становится задачей самой команды. Перезимовать на острове было можно: хотя и лишённый растительности, он имел вдоволь пресной воды, а также тюленей и пингвинов как главного источника пищи и топлива.
10_caird3
Однако состояние людей быстро ухудшалось, как в физическом, так и в психическом плане. В этих условиях Шеклтон решает идти за помощью. Самым доступным в сложившихся условиях был остров Десепшен, расположенный к востоку; хотя и необитаемый, он посещался китобоями, а Британское Адмиралтейство устроило там склад специально для потерпевших кораблекрушение. 
После долгих дискуссий Шеклтон решает идти на китобойную базу на Южной Георгии, расположенной в 1520 км. Её предстояло достичь на одиночной шлюпке в условиях приближающейся полярной зимы. В случае везения, если море будет свободным ото льда, и выживет шлюпочная команда, Шеклтон рассчитывал добраться до помощи примерно за месяц.
800px-LaunchingTheJamesCaird2
Длина китобойного вельбота достигала 6,9 м. Плотнику Макнишу предстояло сделать шлюпку более мореходной, располагая только тем имуществом, которое было у экспедиционеров. Макниш надстроил борта и сделал из парусины чехол, заменивший палубу. Для достижения водонепроницаемости швы были обработаны тюленьей кровью в смеси с масляной краской. С другой шлюпки сняли мачту и сделали из неё фальшкиль, как для увеличения остойчивости, так и чтобы сделать корпус более крепким. Для улучшения остойчивости также в шлюпку положили «длинную тонну» (1016 кг) балласта. 
Спуск на воду состоялся 24 апреля 1916 года
В шлюпку загрузили припасы, предназначенные для трансантарктического похода: галеты, пищевые концентраты, сухое молоко и сахар. Пресную воду залили в две 18-галлонные бочки.

С собой Шеклтон брал шестерых людей, полностью доверяя только двум из них.

Остающимся на острове были даны  детальные инструкции. В случае, если Шеклтон не вернётся до весны, команде предстояло добираться до о. Десепшен и ждать помощи там.

Выйдя в море, судну пришлось уклониться от прямого курса, в связи с наличием ледяных полей. Продвижение шло крайне медленно, команда находилась в постоянном напряжении в связи с непрекращающимися штормами и слабой приспособленностью шлюпки к такому плаванию. Одежда намокала и не было возможности ее просушить. Команда непрерывно слабела.

Первые признаки земли показались 8 мая, однако из-за урагана пришлось лечь в дрейф на сутки. Экспедиционерам угрожало кораблекрушение у острова Анненкова, однако состояние членов команды стало столь плачевным, что 10 мая Шеклтон решился на высадку, невзирая на все опасности. И высадка удалась

Однако команда оказалась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), но по воде преодолеть это расстояние было невозможно. Двое из команды были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы.

Здесь был основан «Лагерь Пегготи». 18 мая три человека двинулись в горы — это было первое в истории пересечение внутренних районов Южной Георгии. Поход был очень тяжёлым, без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса. В тот же день, 19 мая, норвежцы отправили моторный катер, чтобы эвакуировать оставшихся на берегу. Там фотограф Херли ведет их к отверстию в снегу, где он сохранил свои пленки. “Я должен был сохранить их” сказал он позже. 

Уже через три дня после прибытия в Стромнесс, Шеклтон на борту китобойца The Southern Sky предпринял неудачную попытку выручить оставшуюся на о. Элефант команду. Две последующие попытки так же были неудачными по причине паковых льдов. К тому времени — середине августа — Шеклтон уже более трёх месяцев не имел сведений о своей команде.
Правительство Чили предоставило в распоряжение полярника паровой буксир Yelcho, уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции в качестве вспомогательного судна.
yelcho1
25 августа началась четвёртая попытка. И 30 августа 22 человека, проведших на острове 137 дней, благополучно были спасены и доставлены в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.

Жизнь оставленных на острове была все это время неимоверно трудна. Следовало обустроить зимовье. Были перевернуты две оставшиеся шлюпки, поставив их на фундамент из каменных глыб, обтянув по бокам парусами и прочими материалами получено внутреннее помещение около 5 футов высотой. 

Серьёзной ошибкой Уайлда была оценка сроков ожидания: рассчитывая на месяц робинзонады, он запрещал создавать запасы мяса пингвинов и тюленины, считая это «пораженчеством».
 Когда вышли предполагаемые сроки ожидания, Уайлду пришлось разрабатывать распорядок с целью борьбы с зимней скукой. Развернулась охота на пингвинов и тюленей, были установлены кухонные вахты, по субботам проводили любительские концерты, по-прежнему отмечались праздники и дни рождения, но в целом состояние духа людей непрерывно ухудшалось.
23 августа команда столкнулась с последствиями ошибки Уайлда: побережье было покрыто плотной полосой припая, тюлени не вылезали на берег, куда-то скрылись и пингвины. Орд-Лис совершенно серьёзно писал в дневнике, что придётся съесть того, кто умрёт первым. Уайлд начал готовиться к морскому походу на о. Десепшен, назначив его на 5 октября, но уже 30 августа была проведена эвакуация. 



Второй отряд так же не смог осуществить свою миссию.  Его главной целью была закладка складов. Но, несмотря на это, Шеклтон включил в команду и научную группу для магнитных, геологических и биологических изысканий. 

Прибыв на место отправки команда была неприятно удивлена тем, что экспедиционное судно было явно непригодно для плавания в Антарктику и нуждалось в ремонте. Макинтош забраковал большую часть закупленного провианта и снаряжения, особенно навигационного оборудования, непригодными были и жилые помещения. Фактически оснащение экспедиции надо было начинать заново. Вдобавок, Шеклтон сократил бюджет отряда на 1000 ф.ст., поэтому Макинтошу пришлось срочно искать спонсоров и проводить экскурсии по судну, чтобы достать хоть какие-то деньги. Все проблемы решались в условиях острой нехватки времени: Шеклтон уже отплыл в Антарктиду. 

Несмотря на все проблемы, «Аврора» отправились в Антарктиду 24 декабря, на три недели позже, чем это было предусмотрено планом. Поскольку в инструкциях Макинтоша было указание, что Шеклтон начнёт пересечение Антарктиды в первый же сезон, он сразу же начал закладку новых складов, полагая, что это будет тот минимум, который позволит последнему выжить после тяжелейшего перехода.
Сразу же начались конфликты. Неопытная команда не умела обращаться с ездовыми собаками.

Взятые для транспортировки грузов тракторы не выдержали антарктического климата. В конечном итоге склады были заложены тремя отрядами, но не удалось дотащить всех запасов — на обратном пути пали все 10 собак, взятые в дорогу. Все три отряда соединились на мысе Хат 25 марта, измождённые и обмороженные. Из-за состояния морского льда возвращение на мыс Эванса было невозможно, поэтому до 1 июня команда жила в старой хижине Скотта, питаясь почти исключительно пингвинами, используя для отопления и освещения жир.

Уже после окончания экспедиции стало известно, что Шеклтон собирался дать Макинтошу инструкцию начинать работы только во второй сезон после зимовки, но по какой-то причине каблограмма в Австралию так и не была отправлена.

В ночь на 7 мая 1915 года в сильный шторм «Аврора» вместе с ледовым полем была вынесена в океан. Неприятным моментом было то, что все зимовочные запасы для группы Макинтоша не были выгружены на берег. До 12 мая шторм даже не позволял людям выходить на верхнюю палубу. Командир рассчитывал на то, что судно вынесет к Новой Зеландии, где можно будет пополнить запасы и в октябре вернуться на Мыс Эванса.

К 9 июля скорость дрейфа возросла, усилились и подвижки пака. Был поврежден руль. Далее дрейф замедлился, и Доннели предложил сделать некое подобие гигантского весла, чтобы направлять судно по выходу на открытую воду. Работы были начаты немедленно. Команда была в превосходном состоянии духа, хватало тепла и удобств, неукоснительно отмечались праздники, в том числе Праздник Середины Зимы. Когда взошло солнце, на льду устраивали матчи по крикету и футболу. 21 ноября «Аврора» пересекла Южный полярный круг, но даже к Рождеству ледовые поля не пускали судно. 

Стэнхаус надеялся освободиться ещё в начале января, и после ремонта вернуться на мыс Эванса к концу февраля. Но ледовая обстановка была удручающей. И только 6 марта было замечено открытое море, а 14 марта 312-дневный дрейф был окончен.

Задачей команды было сохранить судно и провести его в Новую Зеландию, чтобы вернуться на о. Росса следующей весной. Но только 3 апреля «Аврора» вошла в Порт-Чалмерс.

Вернувшись на мыс Эванса, Макинтош обнаружил, что 10 человек его команды брошены на произвол судьбы, поскольку всё снаряжение, лыжи, нарты, провиант и топливо осталось на судне. У людей в буквальном смысле осталось то, что было надето на них. Дальнейшая судьба отряда зависела только от лидерских качеств Макинтоша и доверия к нему людей: было неизвестно, где находится экспедиционное судно и когда оно вернётся.

Командир сразу ввёл режим строгой экономии и внимательно обследовал запасы, оставшиеся от старых зимовок Скотта и Шеклтона. Это позволило решить проблему одежды и обуви, необходимого инвентаря, а пищей и топливом по-прежнему служили пингвины и тюлени. Люди, как могли, пытались себя развлечь в полярную ночь: так, Джойс открыл Joyce’s Famous Tailoring Shop («Знаменитую портняжную лавку Джойса»), в которой перешивал старые палатки Скотта, а Уайлд создал курительную смесь Hut Point Mixture (опилки, чай, кофе и годные для сжигания пряности). 

Задачей Стэнхауса в Новой Зеландии было изыскание денег на ремонт «Авроры» и поход к мысу Эванса для эвакуации оставшихся там людей. Это оказалось чрезвычайно сложным: известий от Шеклтона не поступало с декабря 1914 года, когда «Эндьюранс» покинул Южную Георгию, соответственно, было очевидно, что помощь требуется обоим отрядам экспедиции. Все средства, собранные для экспедиции, были уже исчерпаны, а других источников финансов не было.  Наконец, правительства Великобритании, Австралии и Новой Зеландии согласились профинансировать ремонт «Авроры», но теперь она всецело находилась в распоряжении объединённого спасательного комитета.

20 декабря «Аврора» вышла в море, достигнув о. Росса 10 января 1917 года. Партия на мысе Эванса ожидала увидеть Шеклтона с другой стороны света, и люди были страшно разочарованы тщетностью усилий и смертей. Дэвис потратил ещё неделю на безуспешные поиски Макинтоша и Хейварда, после чего 20 января «Аврора» ушла в Новую Зеландию, увозя на борту семерых выживших. Примечательно, что с ними вернулись трое собак, переживших все тяготы пути, они стали экспонатами Веллингтонского зоопарка.


Антарктический материк был пересечён только в 1958 году экспедицией Британского содружества по маршруту Шеклтона от залива Фазеля до острова Росса за 98 дней, с использованием гусеничных транспортёров и ледовой разведки с воздуха. 

В 2014 в память о данной экспедиции группой британцев (мужчин и женщин) запланировано пройти этим же маршрутом.
Selection-Squad-web
   

http://maritime-zone.com/articles/2010-06-20-misticheskie-ischeznovenija-sudov/
http://www.gutenberg.org/catalog/world/readfile?fk_files=1458530&pageno=4 
http://www.enduranceobituaries.co.uk/index.html 
http://www.kodak.com/US/en/corp/features/endurance/ 
http://www.south2014.com/ 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Имперская_трансантарктическая_экспедиция


Комментариев нет:

Отправить комментарий