среда, 27 июня 2012 г.

Страхи

Все существа на планете испытывают страх, и человек не исключение.
Эволюция рода людского — это безостановочное стремление вооружаться и обороняться. Борьба за жизнь приводит к поиску изощренных средств защиты, что в свою очередь подстегивает агрессоров к разработке еще более коварных способов нападения. Существование есть борьба, борьба за выживание. И страх дан нам природой для выживания в этой нелегкой борьбе.
 

strah_02 



Итак, при всем разнообразии наши страхи следуют единой схеме, у них общий сценарий. То есть некий раздражитель воспринимается как угрожающий и опасный, вызывая неприятное чувство тревоги, беспокойства, напряженности, а оно в свою очередь порождает желание спасаться, бежать.  

Страх — чувство индивидуальное, но заразительное, а значит, может представлять собой и социальное явление. Одно из преимуществ существования в группе заключается в том, что отдельная особь, испугавшись, посылает сигнал тревоги своим собратьям. Нико Тинберген изучал тревожные крики чаек. Если что-то начинало их беспокоить, они издавали высокий, едва слышный звук „хе-хе“. По мере того как чужак подбирался ближе, сигнал становился громче и сложнее, тон его менялся. Это язык паники. 

 Заразительная природа страха позволяет нам говорить о „семейных страхах“, способных поразить человека и его близких, а также о „социальных страхах“, которые охватывают то или иное общество в определенный исторический момент. Например, ужасы тысячного года, боязнь чумы или тревожное ожидание Второго Пришествия, томившее Европу с XIV века.

Все страхи можно разделить на врожденные и приобретенные.
Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда раньше с ними не сталкивались. Более ста лет назад Дуглас Спэлдинг описал генетически запрограммированный страх цыплят, впервые заметивших в небе коршуна или услышавших его крик. Конрад Лоренц вызывал панику у только что вылупившихся утят, водя над их головами вырезанным из бумаги силуэтом, отдаленно похожим на хищную птицу. Макаки-резус, выращенные в неволе, обращаются в бегство при виде фотографии разъяренных собратьев. Многие животные боятся даже запаха своих врагов. Некоторые гремучие змеи стараются скрыться, едва их помещают в места обитания их самого грозного противника, королевской кобры. Запах травмированного или испуганного собрата также побуждает к бегству. Молодые жабы стремятся прочь от того места, где находится раненая особь того же вида, и долго туда не возвращаются. Некоторые ученые считают что у людей не существует каких-либо врожденных страхов, кроме страха падения и страха громких звуков.

Хотя. например Дональд Гебб, обнаружил, что темнота одинаково пугает и шимпанзе, и маленьких детей. Помимо прямого страха, у животных встречается и такая разновидность врожденного страха, как склонность перенимать те или иные реакции у сородичей. Выращенные в неволе молодые макаки-резус не боялись змей, но, едва увидев испуг диких сородичей, впадали в панику. В процессе эволюции совместное существование стало необходимым для выживания вида, поэтому вполне естественно, что мы так восприимчивы к чужим чувствам и побуждениям. 

Не все страхи, характерные для данного вида, проявляются сразу. Они возникают, исчезают и меняются, по мере того как индивид растет и развивается. Так, дети в возрасте от восьми до двадцати двух месяцев обычно с опаской относятся к чужим взрослым людям и не любят оставаться одни. Страх перед незнакомыми ровесниками проявляется несколько позже; потом малыши начинают бояться темноты и животных. Причем у представителей различных культур наблюдается сходная картина. Детский страх перед посторонними изучали в Соединенных Штатах, Гватемале, Замбии, у племен, обитающих в районе Калахари, у индейцев хопи и ганда — результаты везде были одинаковы. У младенцев любой национальности реакция страха появляется примерно в возрасте восьми месяцев: малыш хмурится и перестает улыбаться в присутствии чужого человека. Обычно это проходит к двум годам — возможно, потому что ребенок обучается манипулировать поведением незнакомых людей и быстрее к ним привыкает. 

 Сразу возникает естественный вопрос, какой уровень боязливости и какие страхи можно считать нормой? Нормальными следует считать страхи, адекватные силе раздражителя, поддающиеся контролю и воздействию. Но поскольку сложно найти четкие критерии для определения этих характеристик, мы часто прибегаем к помощи статистических данных. Например, боязнь летать на самолете следует считать нормой или отклонением? С одной стороны, нормой, поскольку человек не создан для того, чтобы бороздить воздушные просторы. А с другой стороны — все же отклонением, так как данная непереносимость встречается у очень небольшого количества людей.

 Патологический страх - это явление, когда защитные силы организма оборачиваются против нас. В качестве примера Кристоф Андре приводит рефлекс кашля, который природа дала человеку, чтобы изгонять из дыхательных путей инородные тела. Однако приступ астмы, вызванный миллиграммами цветочной пыльцы, следует расценивать как слишком бурную и потому вредную предохранительную реакцию. „Сама по себе пыльца не опасна. Угроза таится не в окружающей среде, а в сбое защитной системы. Затрудненное дыхание и изнурительный сухой кашель скорее губительны, чем полезны“. То же самое можно сказать и о страхе.

 Исследователи совпадают во мнении, что страх — эмоция универсальная. Все люди, к какой бы культуре они ни принадлежали, испытывают и выражают его одинаково. Гримасу ужаса легко понять без предварительных объяснений в любую эпоху, на любой широте. И потом, как мы уже знаем, существует врожденная реакция испуга на определенные раздражители. Ведь некоторые страхи сопровождали человечество на протяжении всей истории.

http://lib.rus.ec/b/356661/read

P.S. Список фобий современного мира опубликовали специалисты американского консультационного портала CTRN. Выяснилось, что топ-лист иррациональных страхов насчитывает порядка 100 позиций. По мнению специалистов, столь большое число фобий связано с тем, что человек биологически запрограммирован на страх перед рядом существ, действий или природных явлений. Причем, согласно последним данным, от фобий на Земле страдают около 10 млн. человек. 


Из приведенного списка фобий можно узнать, что боязнь длинных слов называется гиппопотомонстросескиппедалофобия. 
Для страдающих лутрафобией самым страшным существом на свете является выдра. Страдающие глобофобией боятся воздушных шариков. А те, кто подвержен птеронофобии, теряют самообладание от одной мысли о том, что их пощекочут перышком.

Среди самых странных фобий значатся также земмифобия - боязнь большого крота - и алекторофобия, или страх перед цыплятами.

Боязнь тещи называется пентерафобией, в то время как страх перед Францией и культурой этой страны определяется как генуфобия.

Врачи называют фобией «постоянную, сильную или иррациональную боязнь животного, объекта, места или ситуации», которые обычно не доставляют неудобств большинству людей.
 
О некоторых шагах в изучении механизмов страха и соответственно создания "лекарства от страха" можно прочитать здесь http://www.ogoniok.com/4928/25/

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=36661
http://www.kp.ru/daily/24418.5/590093/

Комментариев нет:

Отправить комментарий