воскресенье, 7 октября 2012 г.

Книги

А Вас не раздражают инструкции?
Кажется, что в них всегда недостает именной той информации, которая нужна. Многочисленные ссылки гоняют вас по инструкции от первой страницы до последней и назад. В конце концов вы убеждаетесь, что во время перевода с китайского пара страниц была пропущена. Но по крайней мере издатели не вставили в середину текста пару глав из Шиллера, или инструкцию по управлению лошадью под седлом. Ну а если главы инструкции к прибору будут перепутаны, а на большинстве страниц вместо текста будут кляксы и каракули, ваши нервы точно не выдержат.  
А вот клетки нашего организма заняты чтением таких инструкций постоянно.  
  japanese-protest-10


Мать Природа несколько перемудрила со строением генов, сделав их сложнее, чем они могли бы быть. Каждый  ген разбит на несколько или множество «абзацев», называемых экзонами, между которыми простираются длинные  куски бессмысленной ДНК, называемые интронами, — бесконечные повторы какой-нибудь «фразы», которая  никогда не становится белком. Впрочем, некоторые интроны содержат в себе настоящие гены, но эти гены никак не  связаны с тем геном, внутри которого они находятся, и вообще не связаны с целями и потребностями данного организма.
 
Причиной такого безобразия было то, что геном — это  книга, которая пишет сама себя в течение миллиардов лет, как писатель работает над черновиком, добавляя и удаляя фрагменты ранее написанного текста.

Ген — это последовательность ДНК, в которой записан рецепт одного белка. 
Но 97% ДНК нашего генома не содержит никаких генов вообще. Все это огромное пространство населяют «существа», называемые псевдогенами, ретропсевдогенами, сателлитами, минисателлитами, транспозонами и ретротранспозонами, одним словом, «бесполезная ДНК».

Несмотря на то что мы называем эту ДНК бессмысленной, именно для нее впервые нашлось практическое применение в криминалистике для установления личности с помощью генетического анализа. 
Познакомьтесь  с «гипервариабельным минисателлитом». Эти  последовательности не обошли своим вниманием ни одной  хромосомы и образовали более 1 000 колоний по всему геному. У каждого человека образуется совершенно уникальное чередование минисателлитов в хромосомах. В то же время этот процесс не настолько быстрый, чтобы нельзя было заметить явное сходство между родителями и детьми. Сравнение повторов в тысячах серий минисателлитов позволяет достоверно установить родственные связи и идентифицировать человека по биологическим образцам. 

Большинство генов в геноме находятся в заблокированном состоянии. Общепризнано, что метилирование в клетках используется для отключения генов, которые не нужны в данной ткани. Вот почему мозг отличается от печени, а печень от кожи и т.д. Но недавно получила подтверждение альтернативная теория  назначения метилирования ДНК, согласно которой этот процесс не столь важен для дифференциации тканей, как для подавления описаных выше внутригеномных паразитов. На ранних стадиях развития эмбриона в клетках почти нет метилированной ДНК и все гены находятся в рабочем состоянии. В это время особые белки проходят с инспекцией вдоль всех хромосом,  распознают и метилируют "ненужные" гены. Первое,  что происходит в раковых клетках, — это демитилирование ДНК. В результате все генетические паразиты оказываются  на свободе и быстро увеличиваются в числе. Именно в результате их активности в раковых клетках стремительно  накапливаются мутации, до неузнаваемости изменяя клетки. Метилирование — это первый рубеж, который  выстраивает клетка против проникших в нее генетических паразитов.

Мэтт Ридли "Геном"

Комментариев нет:

Отправить комментарий